4 июня 2021, 19:18

Первая в мире стюардесса и ее форма: как она появилась, как менялась с годами, а также интересные факты об этой одежде

Первый человек, которого видит пассажир авиалайнера, поднимаясь по трапу на его борт – это стюардесса. Именно внешний вид бортпроводниц является своеобразной визитной карточкой.

Первая в мире стюардесса и ее форма: как она появилась, как менялась с годами, а также интересные факты об этой одежде

Форма стюардесс с самого появления этой профессии постоянно претерпевала изменений. Как же менялась одежда бортпроводниц и какие факторы прежде всего влияли на смену их униформы – об этом в данном материале.

История появления стюардов в пассажирской авиации

Стюарды (стюардессы) или служащие компаний-перевозчиков, сопровождающие пассажиров на борту, появились на морских судах с началом коммерческих перевозок пассажиров. С появлением и развитием пассажирской авиации стюарды появились и в числе экипажа самолётов. В обязанности как "морских", так и "воздушных" бортпроводников входит обслуживание и помощь пассажирам во время самого рейса, а также в непредвиденных ситуациях (авариях, крушениях и т.п.)

Что касается стюардесс на коммерческих авиарейсах, то появились они немного позже возникновения самой пассажирской авиации. И даже позже появления самой должности "бортпроводник" в экипаже самолета.

С началом истории коммерческих авиаперелетов роль стюарда на борту самолета по обыкновению исполнял второй пилот. Это не всегда было удобно и безопасно. Поняв это, компании ввели "в штат" воздушного судна должность стюарда. Это были мужчины, привыкшие к полетам, – часто отставные летчики или молодые пилоты-стажеры.

Первая в мире стюардесса

Первой же в истории коммерческих авиаперевозок женщиной-стюардессой считается американка Эллен Черч. Девушка получила эту должность 15 мая 1930 года, убедив руководство авиакомпании тремя аргументами: во-первых, Черч уже летала до этого на самолетах. Во-вторых, она была медсестрой, а медработник в полете всегда может пригодиться. И в-третьих, Эллен была хрупкой девушкой с весом меньше 50 кг: на тот момент грузоподъемность самолетов была сильно ограничена и каждый лишний килограмм был по-настоящему "на вес золота".

Ведь первые авиабилеты стоили приличных денег. Следовательно, даже 1 "лишний" пассажир мог принести авиаперевозчику дополнительно весьма ощутимую прибыль. Кстати, долгое время после Эллен Черч практически во всех авиакомпаниях одним из главных критериев для стюардесс (или Sky Girls, как называли этих девушек в первые годы) при приеме на работу был вес до 50 кг.

Как менялась форма стюардесс в первые годы после появления

В свой первый полет в качестве стюардессы Эллен Черч отправилась в военной униформе медсестры. Естественно, не все будущие стюардессы также имели эту профессию. А летать и уж тем более исполнять свои обязанности на борту в женских платьях моды 1930-х годов было весьма неудобно. Вот и стали авиакомпании разрабатывать униформу для своих бортпроводниц с учетом не только моды, но и корпоративной внутренней политики.

Первые модели все же очень напоминали если не военную, то какую-то гражданскую униформу: двубортные приталенные кители или пиджаки, длинные неширокие юбки и туфли на массивном, но не очень высоком каблуке. Для удержания прически в гардеробе стюардесс разных авиакомпаний были береты, чепчики или шляпки. С развитием коммерческой авиации и увеличением численности авиакомпаний их руководства серьезно занялись внешним видом своих бортпроводниц.

Как менялась форма стюардесс с ростом популярности и доступности авиаперевозок

Руководители авиаперевозчиков довольно быстро сообразили, что бортпроводницы являются своеобразным лицом авиакомпании. А значит, это "лицо" нужно поддерживать в безупречном состоянии. К работе над дизайном одежды для стюардесс по всему миру начали привлекать самых известных, дорогих и модных кутюрье. Дизайнеры, среди которых были Коко Шанель, Кристиан Диор, Эмилио Пуччи, Кристиан Лакруа и другие, разрабатывали целые линейки формы бортпроводниц.

Иногда они состояли из 20 и более предметов, из которых сама стюардесса (или стилист компании) могли создавать неповторимые образы на отдельно взятый рейс. Естественно условием такого разнообразия обязательно был акцент на одну деталь. Чаще всего это были цвета самой авиакомпании или же флага ее страны. Однако креативность и полет фантазии часто позволяли дизайнерам создавать поистине неповторимые шедевры.

Интересные факты о форме стюардесс

В 1974 году для стюардесс авиакомпании Hawaiian Airlines была разработана униформа в классическом гавайском стиле: платья и жакеты пестрели яркими красками, а в волосах бортпроводниц (в большинстве своем креолок) обязательным элементом был большой тропический цветок. Такой дизайнерский шаг повлек за собой буквально всплеск креатива в создании модельерами одежды для стюардесс.

Стюардессы авиакомпании Singapore Airlines по контракту обязаны переодеваться для того, чтобы иметь возможность покинуть борт самолета. Для них разработано две униформы. В первой стюардессы могут выходить в аэропорт или город во время пребывания в нем самолета. Вторую же "рабочую" форму – длинные платья с ярким цветочным принтом в национальной тематике, сингапурские бортпроводницы должны носить, пребывая на борту самолета. Этот наряд настолько яркий и необычный, что его даже поместили во всемирно известную экспозицию воскового музея мадам Тюссо.

Для стюардесс и стюардов, естественно, существуют разные линейки "рабочей" одежды. Однако иногда случается и так, что женскую униформу бортпроводницы примеряет мужчина. Такой случай имел место в 2013 году на рейсе авиакомпании Air Asia из Лондона в Куала-Лумпур. В роли стюардессы все 13 часов, пока длился перелет, выступал владелец компании Virgin Galactic Ричард Брэнсон. Все дело в том, что миллиардер проиграл пари хозяину Air Asia и таким образом "отрабатывал проигрыш". Сразу же после приземления Брэнсона (который, кстати, по условиям проигранного спора официально устроился на эту должность) позорно уволили с формулировкой "никуда не годящаяся стюардесса".

Автор: Диалог.UA

Последние новости